Советы психологаПроблема интернет-зависимости у детей

Проблема интернет-зависимости у детей

Евстигнеева Любовь Геннадьевна,  детский и семейный психолог.

 

В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми  явлениями.  В связи с этим возникает проблема интернет-зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного  возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители,  для того чтобы  иметь больше  свободного времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.

Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России,  ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.

Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать  интернет-зависимость особым заболеванием.

Как возникает эта зависимость? Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации,  а человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость  как желание постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего плохого;  проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит  социализации, так как процесс общения  в интернете носит специфический, по сути,  односторонний характер. Дети  дошкольного и раннего школьного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов   и картинок в сети может стать почти навязчивым состоянием. Собственно, приучают  ребенка к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть и искать в виртуальной реальности.

Ко всему прочему, помимо проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и другая опасность- просмотр детьми в сети нежелательного  содержимого, сцен насилия, «взрослого» контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения этой проблемы существуют - программы -  родительские фильтры, которые контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные детские поисковики, индексирующие  лишь  проверенные сайты, браузеры, которые осуществляют доступ лишь к определенному сегменту Сети.

Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для совсем маленьких детей,  уже школьники могут самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше  постараться уже с возраста младшей школы развивать в ребенке  ответственность за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.

Кроме того, у детей, долго сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно возникнут проблемы с осанкой и зрением.

Как не допустить развития интернет-зависимости?

Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится,  уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь  того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних  детей- норма жизни.  Важен не сам факт использования  интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было сказано выше, заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно,  удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.

Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета- возможность  получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность  материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.

Третье. Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.

Важно  даль ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.

Также зависимость от интернет-сёрфинга  может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих проблемах.

http://superpredki.ru/

 
knopka
||
IntPriemna
||
grafik14
||
535353
|
____2|
||
img
|
Елабужский официальный сайтkdp-page-011
|
Министрерство образования и науки Республики Татарстан 
|
Федеральный институт педагогических измерений
|

Федеральные целевые программы



Узнай, куда можно обратиться за помощью

Школьный портал

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Национальный фонд подготовки кадров

Конструктор школьных сайтов

123_143243243_31
|

Календарь мероприятий

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1